Непрофессиональная рецензия

В конце ноября 2017 года в городе Яранске прошли IX Свято – Матфеевские чтения. В рамках программы участникам чтений был показан фильм Мартина Скорсезе «Молчание». Планировалось также и обсуждение данной картины, но, в силу каких-то причин, оно не состоялось, а жаль, так как было бы, о чём поговорить.

Вкратце сюжет фильма таков: XVII век. Япония. Гонения на христиан. Два молодых монаха–иезуита отправляются в «страну восходящего солнца» для того, чтобы спасти или хотя бы что-то узнать о своём наставнике, отце Ферейре, который, по слухам, отрёкся от Христа. В итоге, один из монахов (Гарупе) погибает, а второй  (Родригес) принимает буддизм. Сюжет, кстати, вымышленный, нет никаких исторических данных о том, чтобы христиане – европейцы в Японии становились вероотступниками, но дело даже не в этом.

В последние годы, начиная, наверное, с девяностых, в западном кинематографе нет фильмов, где о Христе и христианстве говорилось бы с любовью или хотя бы с симпатией, за исключением фильма «Страсти Христовы» Мела Гибсона (кстати, режиссёра потом «демократическое общество» обвинило в фашизме). Это вполне вписывается в концепцию «постхристианской эпохи», которую активно развивают Америка и Европа. В остальных же картинах христиане представлены, в лучшем случае, недалёкими, наивными, бесхарактерными недотёпами, а чаще — циничными и жестокими изуверами. Я уже не говорю о том, что во многих фильмах содержится настоящее кощунство и богохульство. Достаточно вспомнить такие киноленты, как «Последнее искушение Христа» (режиссёр, к слову, тот же – Скорсезе), «Царство Небесное», «Код Да Винчи», «Агора», «Имя розы» и т.д. «Молчание» стоит в этом же ряду, хотя несколько особняком. Фильм, как мне кажется, изначально был рассчитан на христианскую аудиторию, поэтому о страшных гонениях, бывших в XVII веке на территории Японии, когда погибло несколько десятков тысяч христиан, здесь говорится с некоторой долей объективности. Показаны мучения, которые претерпевали за Господа христиане, видны их вера, мужество и терпение. Но авторы киноленты ненавязчиво подталкивают нас к мысли о том, что их страдания бессмысленны. Ведь ты можешь отречься от Христа, наступить на Его икону, плюнуть на Его крест и прожить остаток жизни, сочиняя буддистские трактаты, даже помогать гонителям; а когда ты умрёшь, то жена незаметно положит тебе в руки маленький нательный крестик, который ты прятал где-то в трусах (как это делал Родригес), и Господь примет тебя, ведь Он тебя любит и всё понимает. Зачем тогда, скажите, нужны эти страдания, эти мучения? Даже мысль о мучениях невыносима для современного западного человека. Да что там мучения, Родригес испытывает дискомфорт (это слово звучит в фильме), и это для него ужасно. Самого Родригеса не пытают, но он видит страдания и смерть других людей, слышит их крики, хрипы и стоны, и не может этого вытерпеть. Он, как настоящий гуманист, уговаривает страдальцев отречься. Следуя логике создателей этой картины, святая София должна была, видя страдания своих дочерей Веры, Надежды и Любови, призывать их не к терпению ради Христа, а к отречению от Него, да и самой ей нужно было бы отказаться от своей веры; лишь бы не терпеть физических и нравственных мук.

В общем, я думаю, многие из наших соотечественников,  смотревших «Молчание», укрепятся в своих умозаключениях: «Главное, чтобы человек был хороший» и «Главное, чтобы Бог был в душе», а уже все эти посты, молитвы, литургии, а, тем более, жертвенность, совершенно неважны, неактуальны, так сказать.

Прийти к таким выводам нам помогает ещё один персонаж картины – Китихиро. Это японец, который в течение фильма несколько раз отрекается от Христа и после этого каждый раз кается. Конечно, если присмотреться повнимательнее, то мы узнаем в этом человеке самих себя. Можно ведь сказать, что, совершая любой грех, мы предаём Бога, плюём на Него, попираем Его образ; потом бежим на исповедь, затем опять грешим, снова каемся, и так происходит постоянно. Но есть одно «НО»: Господь не следователь, Ему не нужны наши «признательные показания», Он и так всё знает, Ему нужно исправление, «метанойя» (жаль, что в русском языке нет этого слова). Господу важны не только и не столько наши слова, сколько наши дела. «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). И покаяние без дел мертво. «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Поэтому думать, что любой грех, даже предательство, можно исправить только словами, мне кажется, мягко говоря, не очень умно.

Фильм «Молчание» изображает духовную слабость христианства. Можно, конечно, успокаивать себя мыслью о том, что здесь показаны католики, что с них взять? Мы, мол, православные – не такие. Действительно, многие мысли и поступки Родригеса и Ферейры выдают в них именно иезуитов, достойных членов ордена, основанного Игнатием Лойолой, с их теориями о том, что цель оправдывает любые средства, о возможности давать ложные клятвы с «мысленной оговоркой» об «оправдании греха» и т.п. Но давайте будем объективны и признаем, что огромное число католических миссионеров и просто католиков–христиан приняли мученическую кончину именно за Христа, а не за Лойолу и не за папу Римского. Поэтому фильм «Молчание» не только антикатолический, но в целом антихристианский.

Вряд ли можно говорить о какой-то духовной пользе от просмотра подобных фильмов. Вообще, мне кажется, что искать духовность в современном западном кинематографе – дело абсолютно бессмысленное. Кино – это, прежде всего, развлечение, и люди смотрят его, чтобы развлечься, отдохнуть, так сказать, от суровой действительности. Конечно, есть фильмы очень поучительные, назидательные, трогательные, даже христианские, их можно и нужно смотреть. Но лучше всё-таки, я думаю, читать книги. Как много на свете произведений, которые нужно прочесть! Начитанность человека всегда была неким критерием его культуры. Чтение же духовной литературы несомненно приближает человека к Богу, а ведь это – главная цель христианина. У отца Андрея Ткачёва, одного из лучших православных писателей нашего времени, есть такая фраза: «Филология рождает богословие». О кинематографе, к сожалению, такого не скажешь.

Протоиерей Михаил Цепелёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *