Покров Богородицы – вне времени, места и обстоятельств

В день Покрова Пресвятой Богородицы священник Андрей Мизюк размышляет над историей, смыслом и духовной сутью праздника.
Покров Богородицы – вне времени, места и обстоятельств

Удивительный праздник. Вроде, как и не наш «наш», ну, то есть, греческий, который, впрочем, в Греции и не отмечается, так более того, если брать за основу источники, летописи, то получается, что именно наши же языческие предки, осаждавшие Константинополь, потерпели поражение, а город был спасен молитвами и предстательством Матери Божией, которые видимо открылись терпевшим осаду варваров жителям столицы Византии.

«Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял “паче лучей солнечных”, а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов.  Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: “Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?”. “Вижу, святой отче, и ужасаюся”, – отвечал ему Епифаний».

Так спасен был город от разорения и гибели людей

История праздника известна нам всем. Известно также, что праздник не отмечен в календаре греческом, зато присутствует и особо почитается в традиции нашей. Парадоксально, но напоминая о военном поражении наших с вами предков, которые пришли разорить великий город, этот праздник не просто прижился, вошел в календарь, но и стал особо почитаем и любим в народе.

Перечислять количество Покровских храмов на Руси, думаю, наверное, даже не имеет смысла, а ведь еще есть деревни, села, города (хотя бы, к примеру, напротив Саратова через Волгу,  ведь это он официально еще назван Энгельсом, но – Покровск же и покровчане сами чаще всего так его и называют), улицы. Сколько всего запечатлело в памяти этот совсем не «наш», такой «непатриотичный» праздник.

И на самом деле все верно. Большой, прекрасный праздник Матери Божией  есть нам напоминание, что вера наша не является национальной, что она выше этнических и культурных особенностей, не привязана к географической точке, но указывает, сообщает нам о принадлежностей нашей к Отечеству иному, ко Граду Вечному, Небесному, в котором нет разделений, в котором мы все единый народ и дети Небесного Отца. Это не мешает нам любить нашу земную Родину и воздавать ей положенное, но, во всяком случае, точно напоминает о том, что в жизни христианина должно быть главным, что делает его совершенным в отношении к Богу и людям.

Праздник любимый. Покровский храм в Саратове был первым храмом, куда я однажды пришел на исповедь. Там же состоялось и первое Причастие. Покровский храм в селе Максимовка Саратовской области с его прекрасной общиной, дивный, красивый, переделанный из обычного сельмага, да так, что теперь и не узнаешь что там был магазин, где я теперь служу на каждый двунадесятый праздник. Очень много дорогих и замечательных воспоминаний.

В том же городском Покровском храме служил и мой первый духовник, от которого потом именно на Покрова, спустя несколько лет после его смерти, его духовные чада отдали мне его старую епитрахиль и поручи, а заодно и привели с собой смертельно больную женщину, которая впервые исповедовалась и причастилась, а спустя почти месяц ушла ко Господу. Этот Покров, распростертый некогда над осажденной столицей Византии, спустя века и надо мной, маленьким и обычным человеком, штатным священников в обычном российском городе. И я его очень часто, особенно в самые непростые минуты ощущаю и помню, Кто в эти минуты просит за меня и остается рядом со мной.

И вот еще. Удивительная и почти незаметная, совсем недавно открывшаяся мне особенность. Покров Матери Божией, как мне думается, это событие все же вне времени, места и обстоятельств. Он над теми, кто в эту самую минуту очень нуждается в заступничестве и милосердии Матери нашего Спасителя. Я чувствую его в роддоме, когда среди подходящих под благословение на предстоящие роды и операции, среди крещеных девушек, подходят и некрещеные, и даже те, кто относится к иным религиозным традициям. Так бывало и с девушками-мусульманками, которые спрашивали у меня, православного священника, благословить их на роды и помолиться о добром разрешении от этого светлого бремени. И я не посмел отказать. А как вообще это можно взять и отказать в добром слове, поддержке и напутствии, если передо мной будущая мать, в некотором смысле земной и тихий образ Той, Кто Сама в дни и часы перед Рождением Своего сына не нашла места и отклика среди людей?

Фото: komtv.org

Вспомнилось мне и еще одно удивительное событие, о котором до недавнего времени я, к сожалению, даже и не знал. 14 октября 1943 года состоялось то малоизвестное, но единственное, наверное, успешное, восстание в лагере смерти Собибор. Да, тот самый Собибор, который стал более известен сегодня благодаря одноименному фильму Константина Хабенского.

Читая документы и личные воспоминания лейтенанта Александра Печерского, поражаясь тому, что он сам перенес и как вообще это стало возможным, я вдруг увидел эту дату и почему-то очень многое для меня прояснилось. Это восстание случилось на Покров.

Понимая и зная, разумеется, что никто из участников этих событий ничего специально ни к какой дате и по времени не подгадывал, я, тем не менее, почему-то не сомневаюсь, что случилось и произошло это все совсем не случайно. Да и не было там ни у кого никакого времени, все в кратчайшие и сжатые сроки, почти за один месяц. Потому что это был ад,  место, где механизм убийств и издевательств работал не прекращаясь, а приезжающих туда людей за каким-то редким исключением, уничтожали массово и сразу.

Земля, выжженная болью и ужасом и отчаяние тех немногих, кто решился отвоевать себе хотя бы право умереть в бою, сопротивляясь бездушному смертельному конвейеру, кто сквозь отчаяние и страх поднял знамя человеческого достоинства. И победил. Ценой смерти и жизни, пав в этом недолгом и тяжелом бою, защищая свое право хотя бы умереть человеком. Были и те немногие, совсем немногие, кто прорвался и бежал, а среди них и тот самый организатор этого восстания лейтенант Печерский. Это восстание привело в бешенство Гиммлера, а уже через день лагерь сравняли с землей, а память о нем и всякий след постарались уничтожить.

И все же, думая и размышляя теперь, я почему-то очень верю, что и это событие, этот подвиг человеческой воли, эта малая и одновременно невозможная победа состоялась тоже под Покровом. Покровом Той, Кто и в эти страшные секунды сострадал и был рядом с людьми, нуждающимися и страдающими, но в самую важную секунду и мгновение укрепленными на страшный и неравный бой. Так при Кресте, в Своих стараданиях Сын перепоручил Своей Матери сострадать и не оставлять людей, оставляя Ее быть Матерью каждому из нас.

Тихий и светлый праздник. Пишу эти строки, готовясь в дорогу в далекое, почти в 200 км от города, село. Знаю, что и там, и в любой точке этого странного нашего мира и есть и будет Покров Этой земной и Небесной Матери.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *